CSI - сокращение от Crime Scene Investigation: «изучение места преступления». Так в США называется служба, которая занимается сбором и анализом вещественных доказательств. Так же называется сериал, который вот уже много сезонов с громадным успехом идет в США и многих странах мира. У нас его показывает телеканал ДТВ под названием «Место преступления».

Главной изюминкой CSI стал выбор главных героев. Это не бравые опера, не могучие спецназовцы, а обычные судмедэксперты и патологоанатомы - те, кого в полицейской среде принято считать «ботаниками». В других фильмах эти ребята служат карикатурным фоном для «настоящих» ментов. Они неуклюжи, носят смешные береты и вязаные шарфы. Если такого эксперта показывают на рабочем месте (например, в морге), можете не сомневаться: правой рукой он будет ковырять у трупа в носу, а в левой руке у него будет бутерброд с вареной колбасой. («Не хочешь перекусить?» - спросит он пришедшего в этот момент оперативника.)

В CSI эти ребята (и девчата) вышли на первый план. И главным в сериале (его придумал головастый парень Энтони Зайкер) стали не красивые погони и эффектные сцены рукопашных битв, а, как принято говорить, кропотливый повседневный труд - сбор вещественных доказательств, анализ фрагментов кожи и остатков слюны, изучение отпечатков пальцев... Дело происходило на темных аллеях, освещенных только полицейскими мигалками, в мрачных (как и полагается!), но при этом странно элегантных моргах и сверхсовременных лабораториях. И даже сияющий огнями Лас-Вегас здесь похож на город, страдающий от веерных отключений электроэнергии. Но вот ведь штука - все это выглядит чертовски привлекательно! Актриса Кэрол Мендельсон считает так:

- Многие гадости, когда их разглядываешь через микроскоп, выглядят чрезвычайно красиво.

Когда сериал CSI стал бить все рекорды по рейтингам, продюсеры подумали: а почему бы не посмотреть, как трудятся коллеги наших героев в других городах? Так возникли «CSI - Нью-Йорк» и «CSI - Майами». Дело обошлось без скандалов. Все мирно, все на основе франчайзинга. И актеров друг у друга никто не переманивал.

В «дочерних» сериалах больше света, больше действия. Наши герои не только сами допрашивают подозреваемых (чего обычные работники CSI не делают), но и сами их арестовывают. Некоторым из них даже приходится бегать и стрелять, а один был в перестрелке убит. Актер Дэвид Карузо говорит:

- Майами - город высокой энергии, где без быстрых ног много не сделаешь. Все это, конечно, отличается от реальной жизни. Можно сказать, мы играем гибрид убойного отдела и отдела судебной медицины.

Дэвид Карузо - актер с именем (фильмы «Офицер и джентльмен», «Король Нью-Йорка») и опытом в полицейских сериалах. Главный актер лас-вегасской саги - Уильям Питерсен, имеющий за плечами такие культовые фильмы, как «Жить и умереть в Лос-Анджелесе», «Красный дракон», «Черепа». В «CSI - Нью-Йорк» всем заправляет Гэри Синиз - блистательный актер широкого диапазона с театральной подготовкой, игравший и космонавтов («Аполлон-13»), и негодяев («Выкуп»), и героев (лейтенант Дэн в «Форресте Гампе»). Там вообще очень много актеров, знакомых по фильмам. 20 лет назад казалось невероятным, чтобы такие мастера кино снимались в сериалах. Что произошло?

- Резко улучшилось качество сценариев на телевидении, - говорит Синиз, который подписал контракт на съемки в шести сезонах «CSI - Нью-Йорк». - И, кроме того, я знаю, что на ближайшие шесть лет я обеспечен интересной и высокооплачиваемой работой.

Гэри Синиз явился на интервью прямо со съемочной площадки в шикарном костюме. «Это у ваших героев форма такая?» - спросил я. «Такие требования к внешнему виду героев у нашего исполнительного продюсера Джерри Брукхаймера». (Это вообще персонаж легендарный: «Пираты Карибского моря», «Перл-Харбор», «Скала», «Багровый прилив» «Армагеддон», «Угнать за 60 секунд», «Полицейский из Беверли-Хиллз» - все его работа).

Женские персонажи - отдельная песня. Дэвид Карузо признал, что работать в окружении таких красавиц непросто: «Требуется определенная дисциплина». От меня лично особой дисциплины потребовала София Милос - женщина неземной красоты, говорящая на семи языках (вот люблю я в женщинах эту особенность, грешен!), пышущая сексуальной энергией. Я потом спросил кого-то из продюсеров: этак ведь недолго и в «Спасателей Малибу» превратиться? «Не превратимся, все под контролем», - успокоили меня.

Элизабет Девайн работает на CSI-Miami в качестве «наблюдательного продюсера». В сущности, она главный консультант.

- Вы раньше были судмедэкспертом, теперь в сериале про CSI. В чем разница?
- В деньгах: зарплата в 10 раз больше. В реальной CSI я тоже получала неплохие деньги, любила свою работу, но видеть трупы каждый день - это слишком. А в кино все хорошо: «покойники» после съемок встают и идут домой.

- И насколько сериал отличается от реальной жизни?
- В кино все гораздо более запутанно. Если женщина убита и ее муж исчез на ее машине, не нужно 16 человек, чтобы понять, кто это сделал.

- Оборудование, которое мы видим в фильме, оно реальное?
- Абсолютно. Я бы не позволила сценаристам использовать приборы, которые недоступны в реальной жизни. В чем мы мухлюем, так это в скорости, с какой преступления раскрываются. Там ведь еще много бумажной работы, рапортов, докладов, служебных записок - все это на экране было бы просто скучным, это никто не будет смотреть. Еще одна неправда: настоящие сотрудники CSI не занимаются допросами, это дело следователей.

- Трудно себе представить «коррумпированного судмедэксперта». Но все же: есть ли в вашем сериале место для отрицательного полицейского персонажа?
- Когда мы выезжаем на съемки в Майами, вся тамошняя полиция к нашим услугам: их офицеры, их патрульные машины, катера, спецназ. А когда по фильму погиб один из персонажей, они помогли нам устроить «похороны» - с оркестром, с почетным караулом. Если бы мы все это решили делать сами, не представляю, сколько бы это стоило. Они нам помогают во всем. И после этого мы будем изображать плохого полицейского? Не то чтобы я против такого образа, но если он возникнет, то точно будет не из Майами.

- У вас в кино все так чисто и красиво...
- Понимаете, это проект Джерри Брукхаймера, у него так и должно быть. Есть полицейские сериалы, в которых все сумрачно и грязно, но лаборатории не бывают грязными. Там штукатурка с потолков не сыплется. Может, не во всех стеклянные стены, как у нас...

- А что привлекает людей на эту работу?
- Хорошая зарплата. Если вы биолог, у вас после университета небогатый выбор по части работы. А криминалистика дает возможность использовать ваши знания в более прикладном ключе.

- А начинающие эксперты проходят какую-то базовую полицейскую подготовку?
- По-разному. Мне, например, сразу дали ключи от патрульной машины и сказали: езжай на место преступления.

Многие актеры сетуют, что за время съемок фильма они успевают настолько вжиться в образ, что потом трудно из него выйти. А уж за время съемок в сериале... Свидетельствуют актрисы.

Эмили Проктер:

- Однажды на прогулке я увидела кусок ногтя на мостовой. Обычное дело - сломал человек ноготь. Но я сразу начала думать: а может, надо сдать это на анализ в лабораторию?

Кэрол Мендельсон:

- Ко мне как-то подошел человек с картой: как пройти туда-то? Я взяла карту, показала. А потом подумала: но там же теперь отпечатки моих пальцев, а вдруг этот человек убийца?

Успех надо закрепить на всех фронтах. В Голливуде это знают хорошо. Когда стало ясно, что сериал CSI стал по-настоящему популярен, были выпущены: игральные карты CSI, настольные игры CSI, компьютерная игра CSI, комиксы CSI, журнал CSI. Про футболки, наклейки и другую само собой разумеющуюся мелочь и говорить не стоит. Есть даже игрушечный набор судмедэксперта: вы получаете голый череп и набор материалов, с помощью которых можно восстановить облик усопшего.

Но это все так - забавы. Есть последствия и более серьезные.

Успех у зрителей, высокие рейтинги, признательность правоохранительных органов - это все, конечно, хорошо. Но хочется иногда услышать доброе слово еще и от какого-нибудь большого мастера. Однажды на съемочную площадку заглянул некто Квентин Тарантино. Для начала выяснилось, что он знает всех персонажей по именам, и вообще он - большой фанат CSI. Закончилось все тем, что Тарантино решил снимать одну из серий CSI.
Квентин Тарантино: - Ох, и кровищи будет!

Прообразом CSI стало городское управление полиции Лас-Вегаса. Точнее, одно из его подразделений - Field Service Section. После выхода сериала в свет, когда он стал популярен, в том числе и в полицейской среде, подразделение было переименовано в CSI.

Сериал стал причиной того, что все больше юношей и девушек мечтают стать не техасскими рейнджерами или детективами, а именно специалистами по судебной медицине. Во многих учебных заведениях конкурс на соответствующие отделения вырос за последние годы в несколько раз.

Актриса Марг Хелгенбергер: «Я точно знаю, что эксперты очень любят наш сериал. Раньше ведь все приписывалось полицейским и детективам».

Насмотревшись CSI, вашингтонские политики заинтересовались: а все ли полицейские управления страны так хорошо оснащены? Выяснилось, что не все. И тогда конгресс решил обсудить вопрос о дополнительном финансировании структур CSI. В Вашингтон для доклада вызвали не руководящих экспертов, а актеров Пола Гилфойла и Роберта Дэвида Холла.

- И очень многие влиятельные политики хотели с нами сфотографироваться, - говорит Гилфойл. - К счастью, настоящих экспертов туда тоже пригласили.

Так что благодаря фильму вопрос с финансированием решили. Может, и нам в Думу вызвать Дукалиса и Мухомора? Пусть доложат оперативную обстановку в стране, расскажут о первоочередных нуждах правоохранительных органов. Глядишь, и зарплату операм повысят, и автопарк обновят. Опыт Голливуда - он ведь иногда может пригодиться.

Все три сериала хороши по своему. Героев выложу попозже...