Я не учитель, я не гуру и не пророк. Я просто рассказчик.” © Роберт Джордан

Роберт Джордан - псевдоним. Настоящее имя этого американского писателя Джеймс Оливер Ригни Младший. Большую часть жизни он прожил там, где и родился  в 1948 году, в Чарльстоуне, в Южной Каролине. У Джордана есть брат, на 12 лет старше , и он довольно сильно повлиял на формирование литературных вкусов. “Когда родителям не с кем было меня оставить, то роль няньки выполнял  мой брат”, - вспоминает он - ,”Он читал мне вместо детских книг Уэллса, Марка Твена, Жюля Верна, так что я уже тогда приобщился к хорошей фантастике”. 
В биографии Джордана есть две экспедиции во Вьетнам в составе американской армии (1968-70 ), Бронзовая Звезда и еще ряд наград. После Вьетнама он попадает в Цитадель, военный колледж в Южной Каролине, где получает степень в физике. Сейчас, Роберт Джордан, вспоминая о своей учебе и работе, считает, что физик - автор фентези - это вполне естественная комбинация. “Нельзя заниматься квантовой механикой без любви к фентези” – недавно заметил он -  "Достаточно кошки Шредингера чтобы свести с ума любого здравомыслящего логика". 
После получения образования Джордан работает ядерным физиком, в американском военном флоте. Там он получает травму, которая приводит к госпиталю и обилию свободного времени. Джордан заполняет его чтением, но книги скоро заканчиваются, и он начинает писать сам. C тех пор он не может остановиться. Уже более 10 лет как он женат ( его жена, Харриет МакДугал – вице призидент TOR books и редактор Джордана ), живет в Чарльстоуне, в старом доме 1797 года. Кроме писательства Джордан много занимается историей – историей военной, историей Чарльстоуна. Любит рыбачить и плавать под парусом, охотиться и играть в покер, шахматы, бильярд. Собирает трубки. Но в основном пишет.
Джордан считает что фентези не похожа на остальные формы литературы, так как “достигает глубин человека, дотягивается до его мечты”. Именно поэтому авторы фентези творя свои миры, приходят к старым временам, когда легко было отличить добро и зло, и создают вселенную с четкими правилами.
Самая известные книги Роберта Джордана это конечно суперэпопея “Колесо Времен”. Но еще до нее Джордан приложил свою руку к миру Говарда, написав несколько книг о Конане. Писал он и под псевдонимами Reagan O'Neal (исторические романы о Гражданской войне в Америке, серия Fallon ),  Jackson O'Reilly ( вестерны ), и Chang Lung ( театральная критика ).
http://i071.radikal.ru/0807/44/fa15f55ad8b9.jpg

“Я никогда не ставил на книгах своего настоящего имени. В конце 70-х, я думал о повести про Вьетнам, и хотел поставить на ней свое имя. Я решил, что буду выбирать псевдонимы для разных жанров, и разных книг, просто чтобы не было путаницы. Люди будут четко знать – это фентези, это научная фантастика, это вестерн, это история. Я  так и не написал про наше время, а сейчас боюсь моя книга о Вьетнаме уже не будет никому интересна. Уже 30 лет прошло…. “

Однако конечно именно Колесо Времен принесло мировую известность. Сложный сюжет, византийская политика, персонажи, которые, после многих лет с ними, становятся для читателя почти братьями или сестрами, загадки, о которых до хрипоты спорят фаны, богатый мир, при создании которого использованы чуть ли не все земные культуры ( христианские мифы, скандинавия, артуриана, китай, индейцы … )  – все это Колесо Времен.
“Мое знания из физики повлияли на идею “направления”, работы с магией. Я попытался подойти к этому так, как будто передо мной научная проблема а не непознаваемое волшебство. Можно даже сказать что это Законы Термодинамики в искаженной форме. Я думаю, что мои исторические знания повлияли на книги еще больше чем физика. Я не пытался копировать какие либо исторические культуры или периоды, но мои представления о порядке вещей помогли создать картину мира Колеса. Ну и мой Вьетнамский опыт тоже помог. Не для воссоздания тактики боев, а для передачи состояния человека, когда вокруг хаос.”

Роберт Джордан объявил, что Колесо Времен будет состоять из 12 частей. “Я знал последнюю сцену Колеса с того момента как начал работу над серией, и она не изменилась. Я думал, что уложусь в пять или шесть книг. Я никогда не думал, что получится так длинно. Я делал все как в историческом романе, но очень много, как оказалось, нужно объяснить читателю.  В обычной исторической книге читатель примерно представляет себе особенности периода, о котором он читает. Но я то писал не про средневековье, не фентези с рыцарями в сверкающей броне.“

Колесо Времен, особенно его первая книга, во многом ассоциируется с Толкиеном и Властелином Колец.  Толкиен один из любимых писателей Джордана, он перечитывал его дюжину раз ( и кстати остался доволен фильмом Питера Джексона ). Так что эти ассоциации во многом вызваны специально. “В Оке Мира я как бы показываю читателю, что он находится на знакомой территории. Вот таверна “Девять Колец”, а вот огир читает книгу “Плавание на Запад”… “. Вот так, по знакомой дороге, читатель приходит в совершенно новый и яркий мир. Хотя идея противостояния добра и зла остается краеугольным камнем фентези Джордана.
“Это то о чем я говорю, необходимость битвы со злом, трудность идентификации зла. В современной литературе, если вы начинаете говорить о добре и  зле вас немедленно обвиняют в старомодности и зашоренности. Идея меньшего зла не нова. “Если я украл это плохо, но мой ребенок голодает и может умереть. Что лучше чтобы он умер или пойти на кражу?”. Но сегодня это дошло до вседозволенности - нет морали, нет правды и неправды – убеждают меня. Мы приходим к Платоновскому определению зла. К счастью в фентези мы можем говорить о правде и неправде, добре и зле и делать это честно. Мы можем говорить о морали и этике, и верить что это важно. Потому я считаю, что фентези это продолжение древнейших видов литературы. Достаточно вспомнить Беофульфа или Гильгамеша. “О нет, это не фентези, это Литература!” – говорят мне. Это фентези, как и многое другое.

А что же будет дальше? “Продолжений не будет. Я планирую другую фентези серию, надеюсь, что она будет короче, чем Колесо. Другой мир, другие культуры и другие проблемы, хотя все равно это будет история столкновения и изменения культур. И проблема понимания между мужчиной и женщиной думаю в той или иной мере. Мой редактор, Харриет, говорит, что это шанс взглянуть внутрь Империи Шончан, но нет, это не Шончан, просто стратифицированная (может даже больше чем у них ) и  иерархическая культура.”

“Когда то я  думал, что если стану писателем то буду жить на юге Франции, писать по утрам, а потом отправляться на пляж, а какой-нибудь блондинка, брюнеткой и рыженькая в маленьком бикини будет намазывать мою кожу маслом. Сейчас я работаю по 60-80 часов в неделю, а до пляжа добираюсь только если моя жена палкой отгоняет меня от письменного стола.”
К сожалению ,последнюю книгу дописать Мастер не смог. 16 сентября 2007 года тяжелая болезнь прервала его жизнь. Остались наброски последней книги, надиктованные им. Человеком, которому доверено закончить этот эпохальный труд, выбран молодой автор  Брэндон Сандерсон.

http://i002.radikal.ru/0807/7c/43bd4fa2036f.jpg

Этот цикл сложно описать словами - настолько он огромен и многогранен. Я начинала читать с третьей книге и двигаласть сначала назад - к первой, потом по порядку. Сама подарила ее подруге, читала ее книги, а в прошлом году решила, что пора завести свой экземпляр. Денег было угроблено не мало, но это того стоило.
Самый лучший ресурс по Джордану и колесу времени на настоящий момент: Цитадель Детей Света
Смерть Джордана стала для всех поклонников цикла огромным ударом. Столько лет ждать окончания истории, и затсыть буквально в нескольких шагах от цели...