http://s59.radikal.ru/i163/0910/eb/9ec62ee29731t.jpg

Дата рождения: 14 апреля 1961
Место рождения: Глазго, Шотландия
Особые приметы: В 16 лет он бросил школу и стал помогать отцу оформлять витрины
Последние работы: Турнир (2008); 28 недель спустя (2007); Наводнение (2007); Эрагон (2006); Живой товар (ТВ, 2005); Дохлая рыба (2004); Чёрное и белое (2002); Однажды в центральной Англии (2002); Формула 51 (2001); Пляж (2000); Прах Анджелы (1999); И целого мира мало (1999); Людоед (1999)
Наилучшее достижение: снялся в фильмах "28 недель спустя", "Эрагон"

Роберт Карлайл родился 14 апреля 1961 года в Глазго (Шотландия). Мать ушла из семьи, когда ему было четыре года, и все воспитание он получил от отца, с которым они вели полубогемную жизнь. Отец с сыном жили в бродячей коммуне хиппи; Джозеф считал себя вольным художником и подрабатывал на жизнь оформлением витрин. Его сын привык к частой перемене мест (как только все витрины в очередном городке были оформлены, они ехали дальше) и научился мгновенно имитировать любой акцент - кокни, шотландский, ирландский - в зависимости от места проживания. Единственным развлечением для Бобби было кино - он обожал Джона Уэйна, Юла Бриннера и Тони Кертиса.

В 16 лет он бросил школу и стал помогать отцу оформлять витрины. Работа оказалась труднее, чем он думал - иногда в помещениях, где они трудились, по ночам замерзала краска. Первые заработки привели к первым выпивкам и первым дозам кокаина. Вскоре Бобби стал своим парнем в компании подростков-хулиганов, которые задирали прохожих и обходили стороной полицейских. Через пару лет, после того как его приятель погиб, убегая от полиции, Карлайл нашел в себе силы изменить стиль жизни. В поcледующие годы Карлайл увлекся чтением политических книг, где говорилось о несправедливости капиталистического строя. Он едва не стал политическим активистом и организатором стачек - но, к счастью, среди книг, купленных оптом по купонам со скидкой, каким-то образом затесался сборник пьес Артура Миллера. В результате Карлайл заболел театром.

«Я читал пьесу и понимал, что хочу играть за всех героев сразу», - вспоминал он потом. На пару с приятелем (чтобы не было так страшно) 22-летний переросток пришел в театральную студию при Центре искусств Глазго и некоторое время играл в любительских постановках. Набравшись немного опыта, он блестяще сдал экзамены в Шотландскую королевскую академию музыки и драмы. Ему дали стипендию как особо одаренному, и он четыре года постигал премудрости сценической игры и режиссуры. По окончании академии Карлайл с друзьями создал любительскую труппу Raindog (названа так в честь песни Тома Уэйтса, которая ему очень нравилась). В этой труппе, где ставили спектакли в самых различных стилях, Карлайл работал и актером, и режиссером (он поставил на сцене «Макбета» и «Кто-то пролетел над гнездом кукушки»), и художником-оформителем (по старой памяти), и даже рабочим, строившим декорации. Вторую половину 80-х он вспоминает как самую счастливую пору своей жизни.

он начал кинокарьеру с фильма Кена Лоуча «Отбросы общества» (1989), где играл строительного рабочего. Все решили, что Лоуч действительно нашел его на стройке, никто не верил, что за плечами Карлайла - Шотландская королевская академия музыки и драмы и несколько лет работы в театре. Карлайл продолжил развивать свое амплуа пролетария в фильме «Песня Карлы» (1996). В фильме Дэнни Бойла «На игле» он играет алкоголика-садиста, в «Мужском стриптизе» - безработного стриптизера, в сериале «Присматривая за Джо-Джо» - писхопата-наркодельца, каннибала в одноименной ленте, странного неуравновешенного типа, покончившего с собой в «Пляже».

Впрочем, Карлайл успел также освоить почти всю палитру политкорректного кино: играл гея в «Священнике» (1994) и неизлечимо больного в фильме «Иди теперь» (1995).

Но на свое сегодняшнее положение он не жалуется. Многие английские режиссеры, не сговариваясь, называют его лучшим актером поколения. За роль противника Бонда ему заплатили миллион долларов. Два года назад он женился на гримерше Анастасии Ширли. Единственное, что его достает, - таблоидные сплетни. Он не раз публично клялся оторвать папарацци все выступающие части тела, если ему удастся поймать кого-нибудь из них. Очевидно, памятуя об этом обещании, фотографы обходят Карлайла стороной, но зато британские таблоиды любят писать о нем гадости: он и «наркоман» (сам Карлайл уверяет, что уже много лет не притрагивается к наркотикам), и «грязный хиппи», и «садист», и «очередной продавшийся Голливуду лицедей». Последнее обвинение и сердит, и смешит актера. «Поначалу они писали, что за роль Ренарда я получил три миллиона долларов, - говорит он. - Не знаю, откуда они берут эти цифры. Интересно, а налоги они посчитали? Они пишут, что я продался Голливуду, - но я там даже не был. Фильм снимался в Англии, во Франции и в Турции». И все-таки - почему он согласился играть в бондовском боевике? «Мне захотелось продолжить традиции Шона Коннери. В 60-е годы, когда я был маленьким, он был единственным шотландским актером, знаменитым на весь мир. Я смотрел на него и гордился его славой. А сегодня я рад, что у зрителей появится шанс узнать еще одного шотландского актера!»